Михаил Южный: «В одиночку в теннисе не пробиться»
NatalyF
07.10.2018

Михаил Южный: «В одиночку в теннисе не пробиться»

Встреча с Михаилом Южным в сестрорецком спортивном клубе «Разлив» вызвала огромный интерес среди тренеров и родителей юных теннисистов. Всем не терпелось узнать, как же знаменитый спортсмен, практически вчера завершивший профессиональную карьеру, собирается выращивать звезд тенниса. Интересных вопросов Михаилу было задано немало, поэтому мы решили опубликовать беседу практически без купюр.

"Я не претендую на чужие тренерские лавры"

– Вряд ли бы у меня получилось пробиться в первую сотню мировую рейтинга, если бы меня с детства не окружали профессиональные, грамотные и неравнодушные люди – моя команда, – начал встречу Михаил Южный с рассказа о себе. – В 11 лет я стал заниматься теннисом у Бориса Львовича Собкина, у меня появился тренер по офп, массажист, спортивный доктор. И, конечно же, всегда рядом со мной находились родители. Я хоть и маленький был, но помню, что разногласий между Борисом Львовичем и папой было немало. Они часто спорили по разным теннисным вопросам, но, к моему счастью, всегда приходили к компромиссу, и мы продолжали идти вместе дальше. Благодаря такой сплоченной команде период моего становления как профессионального теннисиста прошел довольно гладко.

Теннис – такой вид спорта, где нужна команда, в одиночку здесь не пробиться. И глобальная идея проекта YOUzhny.Team – создать команду профессионалов, которая будет сопровождать игроков с детства, по возможности оберегая от ошибок и помогая продвигаться вперед на теннисном пути.  

Идея не новая, потому что в 2010 году в Новокузнецке открылся первый теннисный центр, где мы с Борисом Львовичем стали работать как консультанты и продолжаем это сотрудничество по сей день. В первый раз я приехал туда буквально на один день, чтобы провести мастер-класс для детей 6-7 лет. Тогда меня попросили поработать и с более старшими ребятами. Но у меня не было возможности часто приезжать в Новокузнецк, поскольку я был действующим игроком, весь год у меня был расписан. Поэтому, мы с Борисом Львовичем приезжали туда буквально на 2-3 дня в конце сезона. Потом в Новокузнецке нашли очень хорошего тренера, который стал заниматься с детьми, а мы приезжали и делились своим опытом. Сегодня я с удовлетворением могу сказать, что проект действительно дает свои плоды: многие 12-13-летние ребята из Новокузнецка хорошо играют в Европе, в российском рейтинге занимают лидирующие позиции...


Что хочу этим подчеркнуть: я не претендую на чужие тренерские лавры, не приезжаю тренировать. Наша команда делится опытом, мы помогаем тренерам, родителям и ребятам расти в плане техническом, физическом, психологическом. То есть мы видим свое участие в процессе воспитания теннисистов исключительно в качестве консультантов.


Конечно, при необходимости мы можем организовывать совместные сборы на несколько недель, тем более, что у нас есть тренировочные базы в Таиланде, в Австралии. Да, это далеко, но там масса своих плюсов и преимуществ.

Искренне хочется помочь вывести тренеров в России на новый уровень, поделиться с ними опытом, ответить на их вопросы, потому что мы с Борисом Львовичем, бывало, тоже заходили в тупик и тогда обращались за советом к другим тренерам – это совершенно нормально. То есть мы хотели бы стать неким экспертным советом, который бы помогал решать тренерам и игрокам, входящим в нашу команду, самые разные вопросы: от организации тренировочного процесса и составления турнирного плана до каких-то иных проблем в теннисной жизни. Вот это глобальная идея на сегодняшний день.

Мне повезло, что рядом со мной в течение 25 лет был мудрый тренер, Борис Львович Собкин, который всегда объяснял и мне, и родителям, для чего и почему мы делаем то или иное, для чего нам это нужно. Такая обратная связь очень важна. Для меня Борис Львович – пример тренера. И поскольку у него есть огромный опыт тренерской деятельности, а у меня – огромный опыт профессионального теннисиста, думаю, мы могли бы стать полезны нашим российским спортсменам – от самых маленьких до уже начинающих штурмовать вершины профессионального тура. Кроме того, в нашей команде есть и спортивные врачи, и психологи, которые также готовы помогать советами и консультациями теннисистам.

Борис Собкин и Михаил Южный  


То есть, команда наставников у нас есть, но нет пока игроков. Поэтому, сейчас мы принимаем в команду YOUzhny.Team всех желающих ребят от 9 лет и старше. У нас появилась отличная база в спортивном клубе "Разлив", и мы уже начали просмотр детей. О конкурсном отборе в данный момент речи не идет. Мы не отбираем детей, а набираем.


Нам важно собрать команду, потому что найти инвестора или получить грант под целую команду реальнее, чем под двух-трех игроков. Дополнительная финансовая помощь, которую мы могли бы тратить на перспективных теннисистов, нам бы сильно помогла. Но одно дело, если я иду и прошу деньги только под свое имя, и совсем другое, если у меня есть крепкая команда и способные дети, которые в будущем могут заиграть на высоком уровне.

– Скажите, Михаил, – оживилась аудитория. – почему вы не строите собственную теннисную академию?

– Я всю жизнь хотел и хочу создать собственную теннисную академию, но реально понимаю, что сделать это в ближайшем будущем не смогу. У меня нет на такой проект денег, нет финансирования. С другой стороны, я понимаю, что даже если получу финансирование и начну строить так, как я это вижу, через некоторое время инвесторы мне скажут: "Слушай, мы такие деньги вложили, а ты тут развиваешь свой спорт и забываешь о коммерческой отдаче". Поэтому, сейчас мы начали работать на базе спортивного клуба "Разлив", где есть все условия для развития теннисиста. И подчеркну еще раз: мне интересно работать в связке "тренер – родители – игрок". Чтобы тренер обязательно присутствовал на моей тренировке и потом отрабатывал те задачи, которые будут поставлены перед ним и игроком. Я вижу процесс так: мы приехали – пообщались – поставили задачи – расстались до следующего раза. В следующий раз смотрим, что сделано – ставим новые задачи.

 А если тренер не захочет приезжать к вам на тренировки, как быть?

– Мы работаем с личным тренером в первую очередь, даем ему рекомендации по работе с игроком на определенный период времени. Если у тренера нет заинтересованности – в этом случае решать вам. Можете прийти и без тренера, но будет ли это эффективно? Хочется, чтобы те ребята, которые будут в нашей команде, получали максимальную пользу от общения с нами и прогрессировали.

К слову, даже если вы собираетесь поехать в теннисную академию в Европу или в Америку, мы готовы помочь подобрать академию, свяжемся и дадим рекомендации этим академиям: над чем с ребенком нужно работать, чтобы время не прошло даром. И, естественно, будем с вами на связи. У каждого нашего игрока будет личный кабинет на сайте YOUzhny.Team, через который вы сможете задавать нам любые вопросы.

– Можно ли вызвать вашу мобильную команду специалистов и вас лично в какой-то российский город, чтобы вы посмотрели на ребенка?

– Чтобы мы приехали, должен собраться пул игроков – 10-15 человек. Тогда мы приедем, посмотрим, дадим свои рекомендации тренерам, договоримся о сотрудничестве дальше. Разовые консультации нам не интересны, они не работают. Должен быть план совместной работы как минимум на год. Более того, эти игроки обязательно должны вступить в команду YOUzhny.Team, оплатить годовой взнос, который оговаривается индивидуально, и за который они получают ряд консультаций и услуг. Мы ведем игроков в течение года, собираясь на совместные сборы, но между этими встречами теннисисты продолжают работать со своими тренерами в своих клубах.

Михаил Южный с удовольствием проводит мастер-классы для детей на турнире St.Petersburg Open

 Не планируете ли вы в Петербурге проводить турниры высоких категорий? В последние пару лет они тихо вымирали и сейчас у нас осталось буквально два-три хороших турнира, если говорить про средний возраст юниоров – 11-16 лет… К сожалению, никого из представителей теннисной общественности это не волнует…

– Всё возможно. Но, откровенно говоря, мне бы со временем хотелось создать в России серию турниров для так называемого "переходного" возраста, поскольку проблема перехода из юниорского тура во взрослый очень актуальна. Хотелось бы, чтобы наши теннисисты могли свои первые профессиональные очки зарабатывать дома, не выезжая в другие страны. Но это следующий этап. Пока я бы хотел сконцентрироваться на уровне игры. Если теннисист будет хорошо играть, он на пути в профессионалы не пропадет.

– Какие проблемы в детском и юниорском теннисе вы видите в России? Что вы могли бы поменять со своей командой?

– Во-первых, с помощью этого проекта я бы хотел снова сделать теннис в нашей стране популярным, как это было в России в конце 90-х – начале 2000-х. Кроме того, мы можем повысить квалификацию тренеров. Мы четко понимаем, сколько тренироваться ребенку, сколько ему нужно времени на восстановление, сколько необходимо играть турниров и как составить их график с учетом индивидуальных особенностей теннисиста.


Мы сделаем теннис менее травматичным, потому что многие талантливые дети не могут заиграть во взрослом туре только лишь потому, что к 16-17 годам уже имеют кучу травм и проблем со здоровьем. Любая травма – это неправильный тренировочный процесс. "Случайных" травм в теннисе не бывает, я в этом убежден.


У нас в команде есть специалисты, которые могут определить слабые звенья в организме игрока и предупредить заранее о возможных проблемах и травмах, рекомендовать комплекс упражнений, которые помогут сохранить здоровье. И здесь родители должны стать нашими союзниками, поскольку только они могут контролировать и следить, чтобы ребенок эти упражнения выполнял.

Набор в команду YOUzhny.Team в СК "Разлив" начался 

– Михаил, сколько стоит ваша индивидуальная консультация?

– 250 долларов за час персональной консультации. Это встреча тет-а-тет. Мы смотрим на ребенка, общаемся, я даю конкретные рекомендации. И если мы договариваемся о дальнейшей совместной работе, я считаю, что в год должно быть не менее 10 консультаций, чтобы был результат. Я должен знать каждого члена своей команды в лицо, понимать его возможности и проблемы. Массовая обезличенность мне не интересна. Но если тренер приводит ко мне сразу двух-трех игроков на часовую консультацию, тренировка становится для родителей дешевле. Если два игрока на корте, то тренировка для одного игрока будет стоить 200 долларов, если три игрока – 150 долларов на одного. По всем дополнительным расходам – разговор отдельный. Более подробная информация будет размещена на сайте YOUzhny.Team.

– Видите ли вы себя на работе в федерации тенниса России?

– Откровенно говоря, мне не поступало никаких предложений от нашей федерации, потому ответить на этот вопрос не могу.

– А тренировать какого-то известного, топового игрока, вам было бы интересно?

– Пожалуй, да. Но пока я увлечен вопросом развития детского тенниса в России. 

Использованы фотографии с сайта spbopen.ru и photoxpress.ru

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии (3)